"О повышении безопасности междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом":
1. Осуществить с 1 января 1998 г. оснащение вновь изготавливаемых автобусов с числом мест более 20 и грузовых автотранспортных средств с полной массой свыше 15 тонн, предназначенных для междугородных и международных перевозок, тахографами - контрольными устройствами для непрерывной регистрации пройденного пути и скорости движения, времени работы и отдыха водителя, в соответствии с Европейским соглашением, касающимся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки.
4. Перевозки в междугородном сообщении осуществляются между населенными пунктами на расстояние более пятидесяти километров между границами этих населенных пунктов. 5. Перевозки в международном сообщении осуществляются за пределы территории Российской Федерации или на территорию Российской Федерации с пересечением Государственной границы Российской Федерации, в том числе транзитом через территорию Российской Федерации.
"Об утверждении Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами"
2.3.3. Контроль за соблюдением установленного законодательством Российской Федерации режима труда и отдыха водителей осуществляется владельцами автобусов, автовокзалами, пассажирскими автостанциями, расположенными на маршрутах регулярных перевозок, органами Государственной автомобильной инспекции, Российской транспортной инспекции. 5.4. Автобусы с числом мест более 20, изготовленные после 1 января 1998 г. и используемые на междугородных автобусных маршрутах, должны быть оборудованы тахографами - контрольными устройствами для непрерывной регистрации пройденного пути и скорости движения, времени работы и отдыха водителя.
"Об утверждении Правил использования тахографов на автомобильном транспорте в Российской Федерации": Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования Текст приказа опубликован в "Российской газете" от 9 декабря 1998 г., в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 30 ноября 1998 г., N 34
1. Тахограф - контрольное устройство для непрерывной регистрации пройденного пути и скорости движения, времени работы и отдыха водителя. 2. Тахографы, применяемые в Российской Федерации на автобусах и грузовых автомобилях, предназначенных для междугородных и международных перевозок (далее именуются "транспортные средства"), должны соответствовать требованиям Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки (ЕСТР), и иметь выданный Госстандартом России сертификат об утверждении типа средств измерений, допускающий тахографы к применению в Российской Федерации, а также действующее свидетельство о проведении их государственного метрологического контроля (поверки) или поверительное клеймо.
с 16.06.2010 года все впервые введенные в эксплуатацию(т.е. зарегистрированные) транспортные средства, используемые для перевозок в рамках ЕСТР, в том числе транспортные средства государств-участников ЕСТР, не являющихся членами Евросоюза, должны быть оборудованы цифровыми тахографами.
"Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств": Вступает в силу: 23 сентября 2010 г.
8.1. Транспортные средства категорий М2, М3, N2 и N3, осуществляющие коммерческие перевозки пассажиров и грузов, подлежат оснащению техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха. Конструкция указанных транспортных средств должна обеспечивать возможность оснащения указанными техническими средствами. Порядок оснащения указанными техническими средствами транспортных средств, находящихся в эксплуатации, определяется Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Данное требование применяется в отношении указанных транспортных средств, находящихся в эксплуатации, с 23 января 2012 г.
M1 - транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения. М2- транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 тонн. M3 - транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 тонн. N1 - транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу не более 3,5 тонн. N2 - транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 тонн, но не более 12 тонн. N3 - транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 тонн.
Приложение № 9 к техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств Перечень требований к типам компонентов транспортных средств
65. Тахографы Должны обеспечиваться: показания: скорости движения, пройденного пути, текущего времени, сигнала о превышении заданной скорости, сигнала о нарушениях в работе тахографа; регистрация: скорости движения, пройденного пути, времени управления транспортным средством, времени нахождения на рабочем месте и времени других работ, времени перерывов в работе и отдыха, случаев доступа к данным регистрации, перерывов в электропитании длительностью более 100 миллисекунд, перерывов в подаче импульсов от датчика движения.
Суперсекретное письмо № 13/4-7710 от 21.12.2011 г. Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения:
... Из совокупности определений понятий ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ и КОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, содержащихся в статьях 2 и 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, под коммерческими перевозками следует понимать перевозки пассажиров и грузов юридическими и физическими лицами, осуществляющими деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг. ...
"Автомобильные транспортные средства. Тахографы. Технические требования к установке": Введён в действие 15.09.2010
3.1 тахограф: Автоматическое бортовое техническое устройство для непрерывной индикации и регистрации пройденного пути и скорости движения АТС, времени работы и отдыха водителя, призванное обеспечить выполнение законодательных и нормативных требований, обеспечивающих гармонизацию социальных и коммерческих взаимоотношений в сфере транспорта, а также опасность дорожного движения.
Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств, находящихся в эксплуатации, техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха Дата публикации: 14.12.2011
2. Настоящий Порядок устанавливает процедуры оснащения транспортных средств категорий М2, М3, N2 и N3, находящихся в эксплуатации и осуществляющих коммерческие перевозки пассажиров и грузов (далее - транспортные средства), техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха (далее - контрольное устройство). 3. Настоящий Порядок применяется к владельцам транспортных средств независимо от того, являются ли они собственниками транспортных средств или используют их на ином законном основании (далее - владельцы транспортных средств) в целях повышения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, защиты жизни и здоровья граждан, усиления контроля за соблюдением водителями установленных режимов труда и отдыха.
Письмо Минтранса России № 03-03/07-568 от 14.02.12 г. Часть1Часть2
...На транспортные средства, зарегистрированные в Российской Федерации, должны устанавливаться контрольные устройства, отвечающие требованиям, действующим на момент установки и прошедшие обязательные процедуры оценки соответствия: официальное утверждение типа контрольного устройства в соответствии с требованиями Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР), или обязательную сертификацию, предусмотренную Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного постановлением правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. № 720.
Виды транспортных средств, подлежащих оснащению, сроки оснащения, а также применяемые контрольные устройства определяются соответствующими нормативными правовыми актами. В том числе: - при осуществлении международных автомобильных перевозок - ЕСТР. Данным соглашением предусматривается оснащение всех транспортных средств, попадающих в сферу действия ЕСТР, контрольными устройствами, отвечающим требованиям данного соглашения с учетом всех действующих поправок. ... - при осуществлении автомобильных перевозок в пределах Российской Федерации - Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного постановлением правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. № 720. ... В настоящее время в качестве таких устройств применяются контрольные устройства, отвечающие требованиям ЕСТР или требованиям п. 65 Приложения 9 к Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств.
Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек... Вступает в силу 17.04.2012
1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек... 3. В состав деятельности по перевозке пассажиров включаются следующие работы: а) регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении; б) регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении.
4. Лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров являются: ... д) использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке техническими средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха (при осуществлении регулярных перевозок пассажиров в междугородном сообщении); е) использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке техническими средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха; (см. ниже проект постановления правительства РФ) ж) использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS; ...
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации... Вступает в силу:1 января 2013 г.
Статья 1 Пункт 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ... дополнить абзацем следующего содержания: "оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее - тахографы). Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.". Статья 7 Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях ... следующие изменения: 1) статью 11.23 изложить в следующей редакции: "Статья 11.23. Управление транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, режима труда и отдыха 1. Управление транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (далее - тахограф), в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, а равно с нарушением установленных правил использования тахографа (в том числе блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой им информации) - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. Статья 12 1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2013 года, за исключением статей 1 и 7 настоящего Федерального закона. 2. Статьи 1 и 7 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 апреля 2013 года.
Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т : 3. Из пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением, исключить подпункт "е".
Сотрудники контрольно-надзорных органов в любой момент времени могут через ЦДС проконтролировать работу водителей на линии. В этой связи установка еще одних технических средств контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха (тахографами) представляется нецелесообразной. Тем более, что стоимость тахографа и его установки на одно транспортное средство в Российской Федерации колеблется от 30 до 50 тысяч рублей. Таким образом, внесение указанного изменения в Положение позволит исключить дополнительное обременение перевозчиков, с сохранением необходимого уровня безопасности дорожного движения при осуществлении регулярных городских и пригородных пассажирских перевозок.
Какие выводы следуют из вышеизложенного? Из лицензирования тахограф готовятся исключить, но установка пока обязательна, и за эксплуатацию транспортных средств без тахографа грозит штраф как водителю так и владельцу.
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения использования технических средств контроля за соблюдением водителями транспортных средств режимов движения, труда и отдыха
Статья 1 Абзац 9 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 50, ст. 4873; 2002, № 18, ст. 1721; 2009, № 48, ст. 5717; 2012, № 25, ст. 3268) заменить абзацами следующего содержания: «применять для подтверждения соблюдения водителями режимов движения, труда и отдыха технические средства контроля при эксплуатации впервые введенных в обращение на территории Российской Федерации после 1 апреля 2015 года транспортных средств, предназначенных: - для перевозки пассажиров с числом посадочных мест более 8, за исключением транспортных средств, используемых для выполнения разрешенных в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными актами муниципальных образований регулярных перевозок пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении по установленным маршрутам в соответствии с утвержденным в уполномоченном органе субъекта Росссийской Федерации, уполномоченном органе муниципального образования расписанием движения; - для перевозки грузов с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн. Требования к техническим средствам контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха, порядок оснащения транспортных средств техническими средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха, правила их использования, обслуживания и контроля их работы утверждаются Правительством Российской Федерации.».
Статья 2 Часть 1 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 18, ст. 1907; N 43, ст. 4412; N 50, ст. 5279; 2007, N 1, ст. 29; N 20, ст. 2367; N 26, ст. 3089; N 31, ст. 4007; N 46, ст. 5553; 2008, N 49, ст. 5748; 2009, N 26, ст. 3122; N 45, ст. 5265; N 52, ст. 6412; 2010, N 1, ст. 1; N 31, ст. 4164; 2011, N 17, ст. 2310; N 23, ст. 3260; N 29, ст. 4284; N 30, ст. 4585; N 45, ст. 6334; 2012, N 6, ст. 621; N 15, ст. 1724; N 18, ст. 2126, 2128) изложить в следующей редакции: «1. Управление транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) техническим средством контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха, за исключением случая поломки технического средства контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха после выпуска на линию транспортного средства, а равно с нарушением установленных правил его использования (в том числе корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой им информации) – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.».
Возможно, оборудование тахографами некоторых категорий транспортных средств будет отложена.
Приказ Минтранса России от от 13 февраля 2013 г. № 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» зарегистрирован в Минюсте России 7 марта 2013 г., регистрационный № 27574
1. Утвердить: Требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства (приложение № 1 к настоящему приказу); Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами (приложение № 2 к настоящему приказу); Правила использования тахографов, установленных на транспортные средства (приложение № 3 к настоящему приказу); Правила обслуживания тахографов, установленных на транспортные средства (приложение № 4 к настоящему приказу); Правила контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства (приложение № 5 к настоящему приказу). 2. Установить, что использование технических средств контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, установленных на транспортные средства до 1 апреля 2013 г., допускается до даты очередной калибровки (проверки) указанных технических средств, но не позднее 1 апреля 2015 г. 3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 апреля 2013 г.
КАТЕГОРИИ И ВИДЫ транспортных средств, оснащаемых тахографами
Тахографами оснащаются следующие категории и виды транспортных средств, выпускаемые в обращение и находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации:
транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 тонн (категория М2);
транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 тонн (категория М3);
транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 тонн, но не более 12 тонн (категория N2);
транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 тонн (категория N3);
за исключением:
транспортных средств категории М2, М3, осуществляющих городские и пригородные регулярные перевозки в соответствии Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. № 112 ;
транспортных средств, допущенных к осуществлению международных автомобильных перевозок в соответствии с карточкой допуска на автотранспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров (приказ Минтранса России от 22 ноября 2004 г. № 36 «Об утверждении форм бланков лицензий, лицензионных карточек, удостоверений допуска и карточек допуска» (зарегистрирован Минюстом России 17 декабря 2004 г., регистрационный № 6204), оснащаемых контрольными устройствами в соответствии с требованиями Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР, Женева, 1 июля 1970 г.).